Методическая работа в ДОУ
Актуальность
проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно
действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом
к человеку как самоценности очевидна для всех. Помочь воспитателю овладеть
новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе
образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально
организованная методическая работа.
Методическая
работа -
в дошкольном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки и
передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на
всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого
воспитателя и коллектива в целом.
На
основании опыта работы выделены специальные ситуации методического развития
воспитателей.
Ситуации методической
работы
Их методические функции |
|
1. «Выражение
собственного мнения» |
Осмысление
передового опыта и выработка педагогической позиции |
2. «Профессиональный
диалог» |
Усвоение
различных вариантов опыта |
3. «Выбор
приоритетов» |
Изменение
ценностных ориентаций и целевых установок в профессиональной деятельности |
4. «Отказ
от стереотипов» |
Критическая
переоценка собственного опыта |
Методические формы
повышения квалификации воспитателей
Групповые |
Фронтальные |
|
- Индивидуальное
шефство - Наставничество - Консультирование
заведующей, старшего воспитателя. -
Самообразование (самовоспитание) - Моделирование
индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя |
- Проблемные
консультации - Творческие
микрогруппы - Тематические
семинары - Психологический
тренинг - Школа
педагогического мастерства - Организационно -
деятельностные, ролевые игры - Коллоквиумы -
Психолого-педагогический практикум - Школа молодого
воспитателя - АКС (анализ
конкретных ситуаций) - Взаимопосещение
занятий - Методические
посиделки - Творческие
мастерские |
- Педсовет - Методсовет - Психолого -
педагогические семинары - Аукционы знаний,
методических находок, идей - Педагогические и
методические ринги - «Круглый стол» - «Час защиты
позиций» - Теоретические,
методические и практические конференции - КМН (конкурс
методических находок) - Фестиваль
методических идей |
САМООБРАЗОВАНИЕ
Система
непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные
формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе
города, района, детского сада. Систематическое совершенствование
психолого-педагогических умений воспитателей осуществляется на курсах повышения
квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной
педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования
знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему
самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие
функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой
подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком
теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.