Описание образовательной Программы
МБДОУ «Детский сад №13 «Малыш»
Моргаушского района ЧР
Программа
состоит из обязательной части, которая составляет 60% от ее общего объема и части,
формируемой участниками образовательных отношений и оставляет 40%.
Обе
части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации
требований ФГОС ДО.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и рганизационный,
в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
Разделы программы
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку в которой отражены:
цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию
Программы;
планируемые результаты освоения Программы:
Содержательный
раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное
развитие личности детей.
Организационный раздел содержит описание материально-технического
обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами
обучения и воспитания, включает режим дня, а также особенности традиционных
событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды.
Образовательная Программа
МБДОУ «Детский сад № 13 «Малыш»
разработана в соответствии с нормативно–
правовыми актами: Конвенцией о правах
ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.111989, вступила в силу для
СССР 15.09.1990);
Декларацией прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386(XIV) Генеральной
Ассамблеей ООН от 20.11.1959); с законами РФ: Конституцией РФ от 12.12.1993
Семейным кодексом РФ Федеральным законом «Об основных гарантиях
прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124 – Ф-3 Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2013
с документами правительства РФ: - Приказ
Минобрнауки России}
от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в
Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
с документами Федеральных служб: - СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - с
нормативно – правовыми документами Минобразования России:
-«От рождения до школы» Примерная
основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
-
комплексом парциальных программ, технологий и методик.
Образовательная Программа МБДОУ «Детский сад № 13«Малыш» обеспечивает
разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей. Программа обеспечивает достижение воспитанниками
готовности к школе. Содержание Программы обеспечивает развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, и охватывает
следующие образовательные области, представляющие определенные направления
развития и образования детей:
Социально-коммуникативное
развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности
к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения
и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурным ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает
владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
Художественно-эстетическое
развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
Физическое развитие включает
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том
числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,
координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Обязательная часть программы, в соответствии с которой,
осуществляется образовательный процесс в ДОУ, выстроен в соответствии с
примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От
рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой.
Часть
программы, формируемая участниками образовательного процесса, разработана в
соответствие с приоритетными направлениями образовательной работы, на основе
парциальных программ:
-
Программа сформирована на основе основных
принципов дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком всех
этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
-
построение образовательной деятельности
на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
-
содействие и сотрудничество детей и
взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
-
поддержка инициативы детей в различных
видах деятельности;
сотрудничество ДОУ с семьей;
-
приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и
познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-
возрастная адекватность образовательного
процесса (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития);
-
учет этнокультурной ситуации развития
детей и др.
Содержание Программы обеспечивает реализацию ее целей и задач в различных видах
деятельности детей. Образовательная деятельность в группах дошкольного возраста
проходит через виды детской деятельности, приемлемые для детей 3-7 лет.
Непосредственное групповое,
подгрупповое, индивидуальное обучение воспитанников в совместной деятельности
взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.
Образовательная деятельность в режимные
моменты.
Деятельности детей во взаимодействии со
сверстников и взрослыми с опорой на содержание предметно - пространственной
развивающей среды группы и возрастные и индивидуальные особенности детей:
·
в раннем возрасте (1, 6 год - 3 года) -
предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством
взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка,
совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание
картинок, двигательная активность;
·
для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет)
- ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру
с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со
взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования
объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие
художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой
труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная
(рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла
музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными
движениями) формы активности ребенка.
разнообразных
средств актуальной информации для родителей);
Организационно-педагогическое
(вовлечение родителей воспитанников в совместную с детьми и педагогами
деятельность, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной
помощи ДОУ).